8 (8142) 33-24-24, 8 (8142) 28-11-12 office@karelia-metall.ru
Обратный звонок

Металлургия может лишиться вторичного сырья из-за поправок Минфина по НДС

Итогом Года Экологии в России стал беспрецедентный удар по переработчикам вторичного сырья.

Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики вынуждены говорить о возможной приостановке с 10 декабря 2017 г. поставок металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

17 ноября 2017 года в Москве состоялось совместное совещание лидеров рынка лома по рассмотрению принятого Государственной Думой в третьем чтении закона №274631-7. Пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ инициирован Минфином РФ и предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов по агентской схеме. Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив и несмотря на отсутствие отзывов от Федеральных органов исполнительной власти, без учета мнения предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» это является основанием для судебного или иного оспаривания принятия данной нормы закона в представленном виде. Кроме того, предложенная норма противоречит Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017, 2018 гг. (разработан Минэкономразвития России), который гласит о сдерживании 0 % НДС на группы товаров, в т. ч. и лом черных и цветных металлов

Почему металлурги и ломопереработчики против возврата НДС в отрасли?

Возврат НДС на рынок лома приведет к росту налоговой нагрузки на металлургов на 150 миллиардов рублей в год и дефициту лома в связи с снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве и 65-80% при электросталеплавильном производстве. Закон возвращает назад “серые схемы”, так как начисление НДС является источником для финансовых злоупотреблений.

Также данный закон фактически обязывает поставщика лома взять на себя риски добросовестности покупателя, как налогового агента по НДС. Покупатель со своей стороны также имеет значительный риск, так как он не только замораживает денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, но и должен при этом доказать легитимность сделок с поставщиками лома в цепочке поставок, чтобы не иметь претензий от ФНС

Еще в 2007—2009 г. НДС на лом черных и цветных металлов был признан неэффективным инструментом и отменен, что оказало стимулирующее воздействие на отрасль и имело огромное значение для экономики России. По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

1.Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома за один год составляет в среднем 2 млрд.руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

2. За 2008 год на 28 % сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24 %. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

3. Администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов значительно упростилось в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

4. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по Российской Федерации 884 тыс. тонн алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. тонн, в 2008 году 761 и 1206 (соответственно), а в 2009 году 419 и 786 (соответственно). Все это свидетельствует об упразднении схем хищения НДС в процессе обращения данного товара.

5. Потери бюджета до 2009 года от возмещения НДС с черного лома были остановлены. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

6. Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнением с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

7. В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

Международный аспект

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома, который идет, например, из Казахстана и Киргизии, обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуация двойного налогообложения. Если Еврокомиссия посчитает введение меры дополнительным барьером для экспорта лома металлов, ВТО может транслировать эту ситуацию на ограничения по российской стали

Справка. Хронология

Справка о хронологии прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лом черных и цветных металлов. 14 ноября 2017 – в поправках Государственной Думы никаких предложений, касательно НДС нет.

14 ноября 2017 – в виде поправок ко второму чтению от ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ (по инициативе Минфина) данная норма попадает в редакцию ко второму чтению. При этом, не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы. А при подготовке поправок от Правительства не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, Деловой России). Также, при сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства не запрашивал мнение Минприроды РФ к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

15 ноября 2017 – принятие проекта ФЗ во втором чтении.

16 ноября 2017 — принятие проекта ФЗ в третьем чтении.

Комментарий из форума под новостью о законе:
«Без всякого предварительного обсуждения, тихой сапой, протащили такие глобальные поправки. На сегодняшнем заседании Макаров, представляя этот проект ни слова не сказал про то, что они добавили вот это налоговое агентирование по НДС. Про другое говорил, рассказал какая важная поправка по продлению льгот по лизингу скота для сельского хозяйства, про то, что депутаты пошли на поводу у регионов и не дали отсрочку по введению налога на движимое имущество. А про этот вот НДС полная тишина, как будто этих поправок не было. Причем еще получается глава Комитета откровенно наврал, потому что в начале выступления заявил о том, что законопроект-то уже обсужден, чего его еще обсуждать»

Преимущества сотрудничества с нами:

Надежность

Компания на рынке с 2012 года!

Выгодные цены

Покупка металлолома и прочие услуги на лучших условиях!

Удобство

Компания располагает собственным автопарком и осуществляет вывоз лома

Прочие услуги

Мы предлагаем широкий спектр услуг, такие как демонтаж, доставка грузов и пр.

Пожалуйста заполните контактную форму ниже,
и мы вам перезвоним:



Пожалуйста заполните контактную форму ниже,
чтобы оформить подписку:



Ваша заявка принята!

В ближайшее время с Вами свяжется наш сотрудник.

Спасибо!

Подписка успешно оформлена!